|
О тингах
|
|
Соотношение силы и права на тинге
Несмотря на стремление решать споры правовыми способами, старые обычаи, особенно в Исландии, были еще слишком крепки.
Впрочем, даже в объединенной Норвегии конунга Харальда бывали случаи, когда тяжба решалась, например, поединком. В
частности, "Сага об Эгиле" рассказывает об имущественной тяжбе между двумя бондами, и в то время, как суд шел своим
чередом - приводились свидетели, приносились клятвы - один из них, сам Эгиль, сказал:
- Мне не нужны клятвы вместо имущества. Я предлагаю другой закон, а именно - биться здесь, на тинге, и пусть получит
добро, кто победит.
Предложение Эгиля было законным, и обычным в прежние времена. Каждый имел тогда право вызвать другого на поединок, будь
то ответчик или истец.
Этот же обычай можно проследить и по другим источникам. Так, в "Гуталаге" в главе "О мире тинга" говорится, что строго
преследовались любые нарушения мира тинга, будь то удар кулаком и, конечно, убийство, но "...кроме случая, когда
человек был убит из мести". "Вестгёталаг", в свою очередь, вообще приравнивает убийство на тинге к "злодеянию", то есть
к преступлению, не искупаемому штрафом. В таких случаях человек изгонялся из страны.
Говоря о Норвегии, необходимо затронуть такую важную проблему, как взаимоотношения тингов и централизованной власти,
которой было положено начало в IX в стараниями конунга Харальда Прекрасноволосого. "Сага об Эгиле" показывает, что конунг
соблюдал обычаи, старался не вмешиваться в ход суда и даже не имел оружия (хотя, конечно, полностью готовая дружина
находилась на его стоянке). Тем не менее, теперь обе стороны обращались уже не к судьям, а к конунгу. Еще более
показательно, что судьи перед слушанием свидетельств по делу спрашивают у конунга, не запретит ли он их выслушивать.
Наконец, когда дело коснулось одного из родственников конунга (причем все складывалось не в пользу родственника), его
дружинники "...побежали к месту суда, сломали орешниковые вехи, разрубили натянутые между ними веревки и разогнали судей.
На тинге поднялся сильный шум, но все люди там были без оружия". Таким образом, конунг чувствовал свою силу и при
необходимости давал понять, что власть принадлежит отнюдь не тингу. В то же время он сохранял институт тингов, ведь
во-первых, они брали на себя немаловажную судебную функцию, а во-вторых, являлись старой и привычной традицией, слом
которых мог восстановить против конунга слишком многих.
Несколько другая ситуация сложилась в Швеции, о чем можно судить по "Вестгёталагу", закону, написанному в XIII в. Хотя
к этому времени Швеция уже формально была единым королевством, на деле представляла собой две федерации: Свеаланд и
Гёталанд, которые, в свою очередь, делились на множество земель - ландов. Поэтому тинги здесь обладали большей
независимостью от конунгов. Так, в "Вестгёталаге" говорится, что если конунг хочет осуществлять суд, он должен назначить
комиссию. На тинге же всегда судит выборный лагман.
Говоря об Исландии, следует вначале обрисовать некоторые особенности, характерные для этого острова в то время. Активное
заселение Исландии связано прежде всего с деятельностью все того же Харальда Прекрасноволосого, хотя и началось, как
предполагают, до него. "Сага об Эгиле" рассказывает:
…Конунг Харальд присвоил в каждом фюльке наследственные владения и всю землю, заселенную и незаселенную, а также море и
воды. Все бонды должны были стать зависимыми от него держателями земли… Он заставлял каждого выбрать одно из двух - или
пойти к нему на службу, или покинуть страну… Лесорубы и солевары, рыбаки и охотники - все они также обязаны были
повиноваться ему. От этого гнета многие бежали из страны, и были тогда заселены многие обширные, еще пустовавшие земли…
В это же время была открыта Исландия…
В Исландии не было централизованной власти, т.к. селились там прежде всего люди, которых именно такая власть не
устраивала. Поэтому эта страна оставалась территорий свободных общинников-бондов, бывших полными хозяевами в своих
усадьбах, и не знавших других законов, кроме постановлений тингов. Однако и здесь были свои нюансы. Наиболее богатые
хозяйства, как правило, имели большую поддержку в своих спорах на тинге; то же можно сказать и о людях, облеченных
властью годи. В уже упоминавшейся "Саге о Храфнкеле Годи" рассказывается о бонде, который вступил в тяжбу с весьма
влиятельным человеком - самим Храфнкелем Годи - и пытался найти поддержку у других влиятельных людей:
…Но все твердят одно: никто не считает себя настолько в долгу перед Самом*, чтобы вступить в тяжбу с
Храфнкелем Годи и тем самым подвергнуть опасности свое доброе имя. Они еще прибавляют, что почти всех, кто тягался с
Храфнкелем на тинге, ждала одна участь: всех их Храфнкель заставлял бросить дело, которое они против него затевали…
__________
* имя бонда
И даже после того, как Сам все-таки смог найти поддержку и даже добиться для Храфнкеля объявления вне закона, годи
приезжает к себе домой и "…живет как ни в чем не бывало".
Зачастую месть все же осуществлялась (подобных примеров в исландских сагах множество), несмотря на решение тинга - или,
наоборот, из-за его решений. Весьма интересным представляется пример тяжбы, описанной в "Саге о Ньяле". Когда из-за
формальных ошибок обвиняющая сторона проиграла дело, все ее сторонники взяли в руки оружие и прямо на тинге, начали
убивать противников, ответивших им тем же. Только на следующий день, благодаря обращению всех судей и стараниями всех
нейтральных участников тинга, враждующие стороны помирились.
…Было решено передать дело двенадцати судьям, и в знак этого все подали друг другу руки… Убийства с двух сторон были
приравнены друг к другу, и за те, которые оказались сверх этого, была положена вира…
Тинги и их общие черты в различных странах Скандинавии
Ход судебного процесса на тинге и его особенности
Роль тингов в жизни общества
Назад на Главную Страницу
Сайт создан в системе
uCoz