О тингах


Роль тингов в жизни общества

Итак, существовал ряд негативных моментов, связанных со слабостью тингов в условиях централизованной власти, а так же с неспособностью их в ряде случаев обеспечить правовую защиту. Тем не менее, тинги играли в скандинаском обществе весьма важную роль - и не только как правовые инстанции.

Разумеется, первой и основной функцией тингов было правовое регулирование жизни общества. Но, помимо судопроизводства, тинги занимались и законотворчеством. И, хотя с этой стороны источники не предоставляют много информации, некоторые яркие примеры все же можно выделить.

Весьма показателен в этом отношении процесс христианизаии Исландии. Первые миссионеры - норвежцы - стали проповедовать новую религию на острове около 1000 г. Отношение к ним практически у каждого исландца было разное, от резкого неприятия до полной готовности креститься. Поэтому не вызывает удивления, что довольно скоро сформировалась довольно обширная группа исландцев-христиан, а так как моральные принципы христиан конфликтовали с некоторыми традициями и верованиями остальной части населения (например, оставление на смерть незаконнорожденных младенцев или языческие жертвоприношения), то возникла необходимость принятия общих для всего острова законов. Поэтому в 1000 г, как повествует "Сага о Ньяле", годи Светлого Озера Торгейр, бывший в этот период законоговорителем Исландии, выступил на Альтинге со следующей речью:

- Мне думается, что дела наши запутаются безнадежно, если у нас не будет одних законов для всех. Если закон не будет един, то и мира не будет, а этого нельзя допускать. Теперь я хочу спросить язычников и христиан, согласны ли они, чтобы у нас были общие законы, которые я сейчас скажу.

Все сказали, что согласны. Тогда он сказал, что хочет, чтобы они поклялись сдержать свое слово. Они согласились и он принял от них клятву.

- Вот начало наших законов, - сказал он, - все люди должны быть у нас в Исландии христианами и верить в единого бога - Отца, Сына и Святого Духа. Они должны оставить всякое идолопоклонство, не бросать детей и не есть конины. Если кто открыто нарушит этот закон, то будет осужден на трехгодичное изгнание, если же сделает это тайно, то останется безнаказанным.

Язычникам казалось, что их крепко обманули, но новая вера была введена законом…


Возможно, единодушие, с каким христиане и язычники согласились следовать новому закону, еще не зная его, покажется несколько удивительным, если не раскрыть некоторых обстоятельств. Дело в том, что сам Торгейр был язычником - следовательно язычники могли надеяться на решение в свою пользу. Но за день до провозглашения закона выбранный христианами законоговоритель Халль "…пошел к годи Торгейру и дал ему три марки серебра…". Поэтому христиане также рассчитывали на успех = как оказалось, не зря. Однако справедливости ради следует заметить, что Торгейр мог исходить не только из сугубо материальных соображений. Как законоговоритель, он мог понимать, что христианская вера способствует преодолению той точки зрения, что оскорбление достоинства может быть искуплено только кровью. Согласно христианской морали, следовало стремиться к примирению, заменив личную месть штрафом. К тому же, он сделал уступку язычникам, разрешив им тайно совершать свои обряды. Через несколько лет, правда, эта оговорка была отменена.

В качестве другого примера законотворческой деятельности тингов может служить не раз уже упоминавшийся "Гуталаг", который, как не без основания полагает ряд историков, также был принят на альтинге острова Готланд. Наконец, ежегодные альтинги имели большое общественное значение. Из-за того, что большинство населения жило в отдельных усадьбах, зачастую на огромных расстояниях друг от друга (особенно в Исландии), альтинг был местом, где многие могли раз в год встретиться, обменяться новостями, зачастую на альтинге совершались многие сделки, заключались брачные договоры. Характерно, что в "Гуталаге" отдельным законом запрещалось привозить на альтинг. ".. где обсуждаются дела и нужды страны…" пиво на продажу, т.к. люди, имеющие слабость к этому напитку, могли выказать себя не в лучшем свете на собрании всех свободных людей. А в "речах Высокого" в Старшей Эдде, которые, помимо всего прочего являются своеобразным сборником морально-этических норм средневековой Скандинавии, говорится:

Сытым и чистым
на тинг собирайся
хоть и в бедной одежде;
сапог и штанов
стыдиться не надо…

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что тинги действительно играли большую роль в жизни средневековой Скандинавии, а именно:
- были прежде всего высшей и зачастую единственной (если говорить об Исландии) правовой инстанцией.
- Обладали, помимо правовой, еще и законотворческой властью.
- Служили местом общения, заключения сделок.

Таким образом, действительно можно говорить о тингах, как о своеобразной и очень важной черте древнескандинавского общества.

Тинги и их общие черты в различных странах Скандинавии
Ход судебного процесса на тинге и его особенности
Соотношение силы и права на тинге



Назад на Главную Страницу
Сайт создан в системе uCoz